Войти
На главную | Карта сайта | Ссылки | Обратная связь

Никольский П.В. История Воронежской Семинарии. Ч. 1. Введение.

 

Никольский П.

История Воронежской духовной семинарии.

Часть первая

 Воронеж, 1898.

 

 

 

Введение 

  Материалами для настоящего сочинения служили главным образом данные Воронежского семинарского архива. Здесь хранятся «дела» Воронежской семинарии с 1766 г. и до настоящего. Но, к сожалению, здесь нет ни одного документа до 1766 г. и таким образом является очень значительный пробел в 20 с лишком лет. Кроме того, и многие дела с 1776 г. сохранились в семинарском архиве не в целом виде: некоторые дела разбиты, некоторых, значащихся в описи, совсем нет. Даже такие бумаги, как формулярные списки начальствующих и учащих, не все есть в семинарском архиве: напр., с 1840 по 1855 г. таких документов очень мало. Эти пробелы семинарского архива отчасти объясняются тем, что архив несколько раз переносился с места на место. До 1786 г. семинарский архив находился в ведении Воронежской консистории. Только в 1786 г., с учреждением семинарского правления, архив был передан в ведение этого правления. Но почему-то часть дел была удержана в консисторском архиве, вероятно, по недосмотру консисторских чиновников. Думать так можно потому, что за одни и те же годы одни дела лежат в семинарском архиве, другие в консисторском. Для нас (I) особенно важно то, что в консисторском архиве были оставлены дела с 1745 по 1766 г., которыми отчасти воспользовался для своих статей А.И. Николаев. Имея это в виду, мы исходатайствовали себе доступ в архив Воронежской консистории. Здесь нам удалось найти несколько очень интересных дел, касающихся семинарии. Но за первый период ее существования (1745-1761) нам не пришлось увидеть ни одного дела. Предполагают, что эти дела могли затеряться во время перемещения консисторского архива в новое помещение консистории. А может быть они где-нибудь и лежат в консисторском архиве, но чтобы воспользоваться им, нужно сначала составить новую опись всем делам консисторского архива. Как бы то ни было, но знакомство с наличными документами консисторского архива, касающимися Воронежской семинарии, не заполнило многих пробелов по истории этой семинарии. 

Так как до реформы семинарии в 1817 г. семинарское начальство по временам вступало в сношения с Св. Синодом, а архиереи представляли туда свои отчеты о состоянии семинарии, то мы думали восполнить указанные пробелы (до 1817 г.) делами Синодального архива. Подобные же пробелы после реформы 1817 г. нам казалось возможным восполнить делами окружного Киевского академического правления, в ведении которого находилась Воронежская семинария до реформы 1867/8 г. Благодаря просвещенному содействию начальства Воронежской семинарии, нам удалось заниматься в этих архивах. Но, замечательно, за все XVIII столетие мы встретили только 2-3 отчета Воронежских архиереев о состоянии Воронежской семинарии, а за 1745-1761 гг. встретили только один документ. За последующее время в Синодальном архиве есть не мало дел очень ценных для истории Воронежской семинарии. (II). 

Дела окружного правления Киевской академии дают гораздо более материала для нашей истории, чем Синодальный архив. Особенно важны отчеты ревизоров о состоянии Воронежской семинарии: в них за каждые 5-10 лет дается краткая, но неприкрашенная характеристика всех сторон семинарской жизни.

 Наконец, в Киеве же, в Киево-Софийской библиотеке, находится несколько рукописей, не только касающихся Воронежской семинарии, но и написанных в стенах этой семинарии. Здесь хранится несколько речей, произнесенных на публичных диспутах в этой семинарии; здесь есть лекции по некоторым предметам, читанные в той же семинарии, здесь же хранится конспект преподавания в Воронежской семинарии всех наук. Но самым важным рукописным памятником этой библиотеки для нас служит «История о Воронежской семинарии»2. Здесь изложена история семинарии со времени ее учреждения до 1786 г. включительно. В общем это очень хороший обзор преимущественно официальной стороны семинарской жизни, составленный частью на основании архивных документов, частью по устным рассказам и воспоминаниям. Проф. Е. Шмурло предполагает, что автором этого труда был Евгений Болховитинов, впоследствии митрополит Киевский. Мы воспользуемся его отзывом об этой рукописи, как отзывом человека, специально изучавшего все сочинения м. Евгения: для нас его отзыв важен потому, что он сопоставляет эту рукопись с другими сочинениями XVIII в., касавшимися Воронежской семинарии, и дает хорошую оценку и рукописи, и упомянутым сочинениям. «Участие Евгения в составлении “Истории о Воронежской семинарии” представляется очень вероятным. На это наводят отчасти те поправки (до 15 несущественных поправ- (III) вок), какие сделаны по рукописи его рукою; отчасти те вставки, которые вносят что-либо новое и вместе с тем, будучи мелочными, могли быть известны человеку, близко поставленному к семинарскому делу. Поправка текста нередко доходит до мелочей: обозначается перпендикуляром раздел двух слитно поставленных слов, соединяются знаком равенства отдельные части одного слова и т.п. Это манера в духе Евгения. Помимо всего этого, невольно напрашивается такое соображение: составляя историю Воронежской губернии и епархии, биографии епископов Тихона и Иннокентия и издавая их труды, одним словом, восстановляя местную ситорию сословия, к которому принадлежал сам он и по рождению, и по воспитанию, и по роджу деятельности, мог ли Евгений, префект и учитель семинарии, оставить без описания эту самую семинарию, наиболее близкую и наиболее знакомую ему? Помимо всего этого, в рукописи попадаются целые фразы и мысли, которые встречаются одновременно или являются позже и в других сочинениях Болховитинова. Особенно часто это сходство в биографии пр. Тихона, составлявшейся одновременно с “Историей Воронежской семинарии”. Так, например, и там, и здесь встречаются ссылки на Московский любопытный месяцеслов 1776 г. (рукопись №181, л. 81 об. Полное описание, стр. 20); характеристика пр. Иоанникия составлена в одинаковых выражениях и почти теми же словами (рукопись, л. 18 Полное описание, стр. 20); история семинарии за 1728-1742 гг. и в первый год епископства Тихона I по существу также сходна в обоих сочинениях, равно как и в описании Воронеж. губернии (рукопись, л. 7-8 об.; Полное описание стр. 20-22; Описание Ворон. Губ. , стр. 65). Говоря, что философский курс открыт был в 1777 г.. а богословский в 1779 г., составитель “Истории о Воронежской семинарии”, очевидно, имел в виду тот же материал, (IV) как и Евгений, повторивший то же самое в биографии Тихона (Полное описание, стр. 19) и в Описании Ворон. Губ. (стр. 65); сравн. также самое и относительно языков греч., франц. и немецкого; обстоятельства, в каких застал семинарию пр. Тихон Задонский, изложены также одинаково»3.

 На основании этих материалов может быть изложена довольно полно официальная жизнь Воронежской семинарии, за исключением первого периода (1745-1761). Но эти официальные документы мало говорят о внутренней жизни семинарии.  

Эта внутренняя жизнь отчасти может быть освещена различными рукописными сборниками, содержащими в себе семинарские лекции, ученические сочинения, речи, стихотворения, иногда даже дневники. Несколько таких рукописей находятся в Киево-Софийской библиотеке. Но особенно часто подобные сборники попадаются в домах духовных лиц. С просьбою о доставлении таких сборников мы и обращались к духовенству Воронежской епархии. На эту просьбу откликнулось несколько лиц, ссудивших нас довольно интересными рукописями.

 Другим пособием для уяснения внутренней жизни семинарии могут служить личные воспоминания бывших семинаристов о прежнем житье-бытье в семинарии. К сожалению, о дореформенной семинарии (до 1817 г.) никто ничего не мог сообщить нам. но о позднейшем времени с нами поделились своими воспоминаниями некоторые священники г. Воронежа. С чувством особенной признательности отмечаем отзывчивость к нашему делу о. протоиерея Евфимия Георгиевича Светозарова, который, кроме (V) устных сообщений, охотно согласился даже написать свои интересные воспоминания о семинарской жизни. Эти воспоминания сослужили нам большую службу: протоиерей Светозаров осветил в них не только первое 15-летие жизни семинарии после реформы 1817 г., когда сам он был учеником дух. училища и семинаристом, но и позднейшее время до реформы 1869 г., так как он близко стоял к семинарии в это время, как бывший инспектор Воронежского уездного училища и член семинарского правления. 

Кроме рукописного материала, мы пользовались еще некоторыми печатными трудами. В этом отношении особенного внимания заслуживают статьи бывшего преподавателя Воронежской семинарии А.И. Николаева. Он думал написать полную ситорию семинарии, с этою целью хорошо ознакомился с семинарским архивом, занимался в консисторском архиве и имел разрешение заниматься в архиве Св. Синода. Но истории ему не удалось написать, быть может, потому, что он задумывал написать слишком объемистый труд. Напечатанные отрывки из этого труда говорят нам, что если бы он закончил его, то его История разрослась бы томов на десять. Напр., сведения о 1745-1753 гг., т.е. за 8 лет жизни семинарии, он изложил на 130 страницах. Напечатанные статьи Николаева для обычного чтения не удобны: как любитель истории, он отмечает в них всякую мелочь, часто по совершенно случайной связи с предыдущим и последующим, что очень утомляет читателя и запутывает дело. Но для нас эти статьи очень ценны. Вот перечень их.  

«Исторические сведения о Воронежской духовной семинарии от основания ее до преобразования в 1814 (?) г.» (Ворон. Епарх. Ведом. 1866. №15, 20, 22, 23; 1867, №1, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 21, 23; 1868, № 6, 7, 22, 23). Автор, впрочем, довел дело только до 1753 г. Здесь погодно и без особенной системы излагаются все (VI) сведения за указанные годы, какие Николаеву удалось извлечь из дел консисторского архива, – постановка дела совершенно летописная. Но для нас эти статьи особенно важны: они заполняют тот пробел сведений за эти годы, какой отмечен нами выше. Судя по нумерации дел, в консисторском архиве не достает около 200 номеров, касающихся Воронежской семинарии. Из них более 100 номеров изложены Николаевым в этих статьях. Благодаря этим статьям, самые первые годы жизни семинарии уясняются довольно удовлетворительно. Остающийся пробел падает на 1755-1761 годы. 

«Евфимий Алексеевич Болховитинов, впоследствии Евгений – митрополит Киевский». Речь, произнесенная на чрезвычайном заседании статистического Воронежского губернского Комитета 18 дек. 1867 г. (Ворон. Епарх. Вед., 1868, № 2 и 3). Здесь автор дает характеристику Болховитинова, как учителя и префекта Воронежской семинарии. Но по обычаю попутно дает много материала для характеристики Воронежской семинарии за прошлое столетие. Напр., говорит о деятельности пр. Тихона III в качестве начальника семинарии, помещает инструкцию св. Тихона I, излагает учебный курс семинарии, сообщает сведения о семинарской библиотеке, и т.д. 

«Списки воспитанников Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1782-1882)» (Ворон. Епарх. Вед. 1882 г. и отдельное издание). 

Это очень любопытный в своем роде труд, не вполне соответствующий своему заглавию. Здесь, кроме списков, помещена масса извлечений из дел семинарского архива, иногда очень интересных, но часто изложенных без достаточной связи, что и понятно в «Списках». Для того, чтобы воспользоваться этими извлечениями, нам предварительно пришлось выписать их, разгруппироввавши по отделам. Иногда здесь сообщаются сведения о служебной (VII) карьере бывших воспитанников семинарии, а иногда даже и о некоторых обстоятельствах их жизни. 

«Ректоры Воронежской духовной семинарии». (Воронеж. Еп. Вед. 1885 г., №11-17 и отдельная брошюра. Воронеж, 1885. 67 стр.).

"Инспекторы Воронежской духовной семинарии" 5 (Ворон. Епарх. Вед. 1885 г., № 22; 1886, № 3, 5, 8). По большей части здесь сообщаются официальные сведения о начальниках Воронежской семинарии. Иногда, впрочем, автор дополняет их очень интересными воспоминаниями различных старожилов и очевидцев минувшего. 

Очерк истории Воронежской семинарии за прошлое столетие представляет из себя статья Н. Чехова под довольно странным заглавием «Материалов для Воронежской семинарии» (Ворон. Епарх. Вед. 1872 г., № 1).

Довольно обстоятельные сведения об истории Воронежской семинарии прошлого века можно читать в цитированном уже труде проф. Е. Шмурло о Евгении Болховитинове. Но оба последних труда не дают ничего нового о Воронежской семинарии сравнительно со статьями А. Николаева.

 Для истории семинарии после реформы 1817 г. нужно отметить следующие сочинения.

«Дневник В.И. Аскоченского» (Историч. Вестник. 1882, № 1).

«Мои воспоминания». По поводу некоторых мест дневника В.И. Аскоченского. Прот. Е. Светозарова. Перепечат. из журнала «Пастырский собеседник» за 1886 г. Очень резкие и пристрастные воспоминания о духовном училище и семинарии Аскоченского находят себе поправку в спокойных и проникнутых любовью к родной школе воспоминаниях о. Светозарова. (VIII

«Дневник семинариста» И.С. Никитина. Этот литературный памятник написан тоже не без враждебного пристрастия к семинарии вообще, а так как Никитин знал только одну Воронежскую семинарию, то и его вражда, очевидно, была направлена к этой семинарии. Но несмотря на некоторые очевидные преувеличения, это сочинение имеет несомненное значение для характеристики семинарской жизни за сороковые годы нашего столетия. Сопоставление «Дневника» с некоторыми отчетами о состоянии семинарии, хранящимися в Киевском Академическом архиве, приводит к мысли, что Никитин многое не выдумывал, а писал, так сказать, с натуры.

 Настоящее сочинение обнимает историю Воронежской духовной семинарии со времени ее учреждения до духовно-учебной реформы 1867 г. Все это время распадается на четыре периода

Первый период (с 1745 по 1761 г.) обнимает то время, когда семинария содержалась хлебными и денежными сборами с монастырей и церквей Воронежской епархии и находилась почти в полной зависимости от Воронежских архиереев. Последнее обстоятельство и было причиною закрытия семинарии в 1761 г.

 Второй период (с 1765 по 1817 г.) начинается восстановлением семинарии при св. Тихоне и продолжается до введения духовно-учебной реформы 1808 г. Эти два периода и составляют первую часть настоящего сочинения.

 Третий период (с 1817 по 1841 г.) начинается введением духовно-учебной реформы 1808 г. и продолжается до так называемой Протасовской духовно-учебной реформы, произведенной в Воронежской семинарии в 1841 г.

 Четвертый период (с 1841 до введения духовно-учебной реформы 1867-1868 г.) обнимает то время, когда семинарское образование шло в  направлении, данном (IX) ей реформою гр. Протасова. Так как, эта реформа касалась существенно только учебной стороны семинарской жизни и мало изменила эту жизнь в других отношениях, то мы не разделили в своей истории этих периодов, а излагали их вместе, чтобы характеристика семинарской жизни отличалась большею цельностью. Последние два периода составляют вторую часть сочинения. (X).

  


1 Архив Воронежской семинарии, №3, л. 226.

2 Рукопись Киево-Софийской библиотеки, №181.

3 Е. Шмурло. Митрополит Евгений, как ученый. Ранние годы жизни. 1767-1804. СПб., 1888. стр. 167-170.

4«Вниманию духовенства Ворон. Епархии». Ворон. Еп. Вед. 1897. №20, стр. 580-581.

5Под последними двумя статьями нет подписи автора.

 

См.: П.В. Никольский и его "История Воронежской Семинарии"
См.: Никольский П.В. История Воронежской Семинарии. Оглавление