Войти
На главную | Карта сайта | Ссылки | Обратная связь

Никольский П.В. История Воронежской Семинарии Ч. 1. Период первый. Средства содержания Семинарии.

Период первый

1745-1761

 

 

Средства содержания семинарии.

 

Источники содержания семинарии точно определены в указе пр. Феофилакта об учреждении семинарии 31 мая 1745 г. «Духовным управителем, – читаем мы здесь, – в ведомостях своих у каждого протопопа, попа, диакона и причетника, также и в монастырях и пустынях, мужских и женских, что есть всякого наличного, стоячего в скирдах и молоченого в закромах, хлеба переписать, и из оного на пропитание учеников, вычтя у каждого священно-церковно-служителя 1/30, а у монастырей и пустынь 1/20 долю, с плательщики, при доношениях, с реестрами, в дом его преосвященства, по генеральному регламенту, прислать и впредь повсегодно от новоучрежденного всякого хлеба, таки ж доли вычитая, прислать в дом его преосвященства, в Декабре и в Ноябре месяцах неотменно» (1). Добавочною статьею семинарского дохода служили штрафы с духовенства за укрывательство детей. Протопоп обязан был платить по 2 р. Штрафа за месяц укрывательства, поп по 1 р. 50 к., диакон по 1 р., дьячок и пономарь по 50 к. (2) И хлеб, и деньги записывались в шнурозапечатанные книги, за секретарскою скрепою, «без всякой утайки». Расходы должны были производиться по письменным определениям преосвященного, а не по словесным приказаниям. В приходе и расходе семинарские расходчики должны были давать ежегодно отчет духовной консистории. Для заведования приходом и расхо- (17) -дом (а также для исполнения служительских обязанностей при семинарии) пр. Феофилакт приказал духовным управителям выбрать каждому в своем заказе, с общего согласия всех священно-церковно-служителей и монастырских властей, из монастырских служителей или из церковных причетнических людей – добрых и правдивых от каждого заказа по одному человеку (3). Выполнение этих распоряжений начинается с 1745 года. Что касается хлебных сборов, то они должны были существовать и раньше, так как определенное постановление о них, обязательное для всех епархий, было сделано еще в Духовном регламенте. Но на самом деле в Воронежской епархии таких сборов почти не было. В 1738 году пр. Иоаким доносил Св. Синоду, что «на школы хлеба как с монастырей 1/20, так и с церквей 1/30 части до Его Преосвященства 1730 года не было и не имеется, понеже в Воронежской епархии монастыри и пустыни весьма состоят убогия, и не только монахи, но и сами настоятели всякую монастырскую работу работают и от того пищу и одежду получают, а имеющиеся в Воронеже в школах школьники содержаться на отцовском трактаменте». Св. Синод, не удовлетворившись этим объяснением, приказал преосвященному представить ведомость, «сколько, где и как к соборным и прочим ружным и приходским церквам определено десятинной пашни и по скольку где какова хлеба в посеве и из того в приплоде бывает и сколько в 1735, 1736 и 1737 годех какова хлеба в приплоде было порознь, и при тех ведомостях сообщить и о тридцатой части росписание». 21 июля 1740 г. эта ведомость была представлена в Св. Синод. По ней оказывалось, что в Воронежской епархии земля определена к 70 церквям в количестве 1503 десятин. 1/30 часть годового приплода (18) с этой земли определена следующая: ржи – 3 четверть 19/30 четверика, ярового – 3 чт. 5 17/90 чк., итого – 7 чт. 1 37/45 чк. За монастырями Воронежской епархии пашенной земли числилось 217 десятин. 1/20 часть годового приплода определена в 48 чт. 5 43/180 чк. (4) Таким образом, по этому вычислению весь хлебный сбор на духовные школы с Воронежской епархии определялся в 44 чт. 2 101/180 чк. Если бы подобные сборы практиковались и после 1745 г., то семинарии не на что было бы существовать. Но, по настойчивым требованиям пр. Феофилакта, теперь произведены были новые исчисления хлебных сборов и оказалось, что приплодного хлеба было не так мало, как доносил пр. Иоаким. Духовные правители начинают представлять ведомости о хлебном сборе уже в 1745 г. Правда, уже тогда начали поступать в консисторию заявления о нежелании платить на семинарию. Конечно, эти заявления, по большей части, обставлялись уважительными или благовид- (19) -ными причинами, напр., неимением запасного хлеба. «Хлеба запасного, – писал 8 августа поповский староста Хоперской крепости, – в скирдах и молоченого в закромах в том Новохоперском заказе у священно-церковно-причетников нигде не имеется: понеже во всем том его заказе священно-церковно-причетнических земель не обретается» (5). Открытый протест против указа пр. Феофилакта высказали донцы. 16 ноября 1745 г. правитель духовных дел архимандрит Донецкого монастыря Петр доносил консистории: «в силу указа, я в заказе своем по станицам ездил и во оных станицах атаманы объявляли от войска Донского войсковые грамоты, чтобы их атаманам посылаемым духовным персонам священнических, диаконских и причетнических как детей их, так и хлеба переписывать не допущать, и того ради за показанным препятствием поповских и церковнопричетнических детей и хлебу описи не учинено, а монастырей и пустынь в заказе моем не имеется» (6). Плохими плательщиками оказались и монастыри. Острогожский Дивногорский Успенский монастырь отказался выполнять указ пр. Феофилакта на том основании, что не имеет хлеба «ни в скирдах стоячего на гумнах, ни в закромах молоченого». Питается же братия помолотым хлебом, собираемым с двух мельниц; «да к томуж с тех мельниц собираемый помольный хлеб продается и теми же деньгами платится за теже мельницы оброку 172 руб 50 ¼ коп., которые деньги собираются с великою нуждою» (7). Коротоякский девичий монастырь заявлял, что «прокормление имеет подаянием богомольцев и посторонних да испрошением милостыни» (8). Ту же причину выставлял Ос- (20) -трогожский девичий монастырь. Шатрищевский Преображенский монастырь отказывался представить хлеб «за сгорением в прошлом 1744 году» (9).

Количество собранного хлеба за 1745 г. точно не определено. Но хлебный сбор за 1746 год с церквей Воронежской епархии определен духовной консисторией точно, именно: ржи 310 четвертей  5 чк., пшеницы – 12 чт. 1½ чк., проса 6 чт. 2 чк., гречи 1½ чт., овса 5½ чк. В расходовании этих, довольно значительных, сборов на первых порах не доставало распорядительности. На наличные нужды семинарии тратилось немного, так что к началу 1747 года в остатке было всего 302 чт. 4 чк. «Тот хлеб, – доносил семинарский расходчик, – ныне гниет, и егда оной погибнет, чтобы в вину ему причтено не было». В виду этого консистория просила у пр. Феофилакта разрешения продать остающийся хлеб «на разные семинарские расходы». (10). Разрешение было получено. В последующие годы хлебные сборы сокращаются. Уже в 1748 г. сбор с церквей и монастырей определяется в 32 чт. 4½ чк. ржаной муки, 1 чт. 4 ¾ чк. пшеничной, 1 чт. 3 чк. пшена, 21 чт. 3 чк. круп, 12 чт. 4 чк. 3 четвертины овса и 4½ чк. ячменя. (11).

Количество штрафных денег, составлявших вторую статью семинарского дохода, за все время точно определить нельзя. Несомненно только, что эта статья дохода была довольно значительной, когда пр. Феофилакт управлял Воронежской епархией; напр., в 1750 г. штрафных денег было собрано 310 р. 86 к. Но во время его отсутствия из Воронежа, а особенно при пр. Иоанникии эти штрафы были незначительны, так как в это время лица, (21) заведовавшие сбором штрафных денег, не имели ни собственного желания, ни сторонних побуждений следить за аккуратностью этих сборов.

Третьей статьей семинарского дохода был сбор с церквей так называемых школьных денег, установленный еще пр. Львом Юрловым (с каждой церкви по 40 к. в год). Наконец, уже пр. Кириллом была наложена новая дань на каждый приход – по 2¼ к. с двора.

На первых порах семинария не исстрачивала всех своих доходов и делала довольно значительные сбережения. Насколько велики были эти сбережения, об этом можно отчасти судить по тем денежным затратам, которые сделаны были впоследствии на некоторые семинарские нужды. Так, на эти деньги был выстроен семинарский дом на Чижевке стоимостью в 500 р., приобретена библиотека, стоившая более 1000 р., и выстроен семинарский флигель при архиерейском доме. После пр. Кирилла ежегодный сбор на семинарию хлебом и деньгами прекратился, так как пр. Иоанникий, закрывши семинарию, не обращал на это дело никакого внимания. Таким образом, когда прибыл в Воронеж св. Тихон I, то не нашел никаких средств для содержания семинарии. Быть может, сам он восстановил бы прежние источники содержания семинарии. Но через 9 месяцев после его прибытия в Воронеж, 29 февраля 1764 г. был издан манифест императрицы Екатерины II о секуляризации церковных вотчин в казну, а пятым пунктом того же манифеста запрещалось брать на семинарию как 1/20 и 1/30 доли хлебных сборов с церквей и монастырей, так и все денежные подати с духовенства. Вместо этих сборов, манифест обещал казенное жалованье на содержание семинарии. Но указ о выдаче этого жалованья был издан уже в январе 1765 года. Таким образом, около года пр. Тихон I не имел совершенно никаких средств (22) на содержание духовных школ своей епархии. Этим объясняется тот, на первый взгляд странный, факт, что такой просвещенный архипастырь, как святитель Тихон I не вдруг мог возобновить семинарию.

 

 

 

Примечания:

 

1. Пункт 3.

2. Пункт 2.

3. Пункт 4.

4. А по взятым в Св. Синоде из бывшей коллегии экономии табелям значится за монастырями Воронежской епархии пашенной земли 217 десятин, на которой в посеве хлеба бывает 521 чт. 7 чк., из коего за семены приплодного показано по 795 чт. 5 чк., да немолоченного по ужину 535 коп., мельничного помольного 43 чт. 1/20 часть приплодного хлеба 39 чт. 2 ¼ ЧК.; 26 ¾ копен; 2 чт. 1 1/5 чк. Архив Св. Синода 20 марта 1745 г., № 109.363. л. 4. То же см. Рукопись Киево-Соф. Библ., №177.

 

В посеве

В приплоде

1/30 часть

До 1735 г.

                 ржи……………………………………..

                 ярового…………………………………

                 итого……………………………………

 

214 чт.

228

443

 

2 чк.

7

1

 

146

156

303

 

6

6

4

 

4

5

10

 

7 2/15

1 4/5

    14/15

В 1735, 1736 и 1737 гг.

                 ржи……………………………………..

                 ярового………………………………….

                 итого……………………………………

 

-

-

-

 

-

-

-

 

322

328

650

 

1

3

4

 

10

10

21

 

5 9/10

7 17/30

5 7/15

А сложно из 3 лет 1/3 часть имеет быть

                 ржи………………………………………

                 ярового…………………………………

                 итого……………………………………

 

-

-

-

 

-

-

-

 

107

109

216

 

3

3 2/3

6 2/3

 

3

3

7

 

4 19/30

5 17/90

1 37/45

 

5. Арх. Дух. Кон., №16; Вор. Еп. Вед. 1867 г., №1, стр. 18.

6. Там же. №12; Вор. Еп. Вед. 1867, №1, стр. 19.

7. Там же. №11; Вор. Еп. Вед. 1867, №1, стр. 20.

8. №19, стр. 21.

9. №19, Вор. Еп. Вед. 1867, №7, стр. 20.

10. №28 Вор. Еп. Вед. 1867, стр. 228.

11. 58.

 

 

 

(публикация подготовлена преподавателем ВПДС, к.ф.н. М.А. Прасоловым)